ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Блог посвящен исследованиям Арктической Комплексной Историко-географической экспедиции Географического общества (АКИЭ ГО) и памяти её бессменного лидера – Дмитрия Кравченко.

Экспедиция 2012 возвращается. Алдан взял курс на Архангельск


16 октября 2012 г.

Игорь Емельянов

Командор, как обычно разбудил нас словами: «мальчики, подъём». Грядущий день приготовил нам замечательную погоду, главное, что не было ветра. До берега шли как по паркету. Поскольку не болтало, успел снять Алдан, спуск людей в шлюпки, саму выгрузку шлюпок за борт. Сам в это время был уже на воде. Красота. У Баренцева Креста водолазы стали готовиться к спуску. Необходимо прощупать вручную те места, где звенели приборы. Нам с Вероникой предоставили все возможности для съёмок. К лодке водолазов подцепили ещё одну, в которую мы со своей видеоаппаратурой и погрузились. Снимали весь процесс со стороны. Как надевают баллон, маску, валятся за борт… Из воды подняли кусок шпангоута. Это такая деревянная балка с круглыми отверстиями. Шпангоуты - рёбра корабля. В круглые отверстия вставлены деревянные штыри, которые скрепляют детали между собой. Балка хоть и деревянная, но не плавает, поскольку сделана из дуба и за много лет так напиталась водой, что уютнее чувствовала себя на дне. Всё, найденное за время экспедиции, загрузили в лодку и отправили на судно. Камандор, Сергей, Вероника и я отправились в зимовье. Пока шли встретили медведя, довольно далеко, он даже не стал приближаться. Наверное, ему изменило его природное любопытство. Навстречу от зимовья к нам вышел Валерий Васильевич, сказал, что у них тоже был медведь, но они умелыми вооружёнными действиями его прогнали. Наверное, это тот самый медведь, который попался нам по дороге. Андрей Пелевин и Яша Сулавко во главе с Василичем работают над ветронепроницаемостью избы. Обтянули её практически со всех сторон плёнкой и закрепили досками. Эту работу они начали ещё вчера, когда им грозила перспектива остаться здесь ночевать, или, того хлеще, прожить несколько дней. Всё говорило о том, что ребята к этому реально готовились - нарастили камнями очаг, и заготовили большое количество дров. Ник-Ник сообщил по рации, что везёт группу водолазов на судно, после чего поедет за нами, велел готовиться к погрузке, т.е. таскать вещи к берегу. Среди вещей обнаружился объёмистый пакет с чурочками, подписанными фломастером. Оказывается это поручение командора Андрею - напилить образцов плавника начиная с линии прибоя и заканчивая последними экземплярами в глубине берега. Изучив их возраст, можно будет сделать выводы об изменении рельефа берега с течением времени. Поднимался он или опускался. Всё-таки 416 лет прошло, это в свою очередь даст новую информацию для поисков останков корабля Виллема Баренца. Может быть, искать его нужно не под водой, а под слоем гальки на берегу? Времени нашего пребывания на Новой Земле оставалось около получаса. Записал интервью с Дмитрием Фёдоровичем Кравченко относительно результатов экспедиции:

- Да, - сказал командор - корабля мы не нашли, но обнаружили большое скопление его фрагментов в том месте, где и не предполагали, поэтому всё ещё впереди.

Из голландского дневника:

«16 октября ветер был юго-восточный и южный, погода тихая. Накануне ночью медведь забрался на корабль, но с рассветом ушел, заметив людей. В этот день мы разобрали каюту капитана, чтобы взять оттуда доски на устройство сеней, чем мы и были заняты.»

Я спустил российский флаг, который мы с ДФ подняли над зимовьем 8 октября, бережно сложил и взял с собою на судно. Осиротевшую верёвку закрепил на флагштоке так, чтобы не путаться на следующий год. Все вещи уже перенесены на берег, причалил Ник-Ник, начали погрузку. Вещей много, один газовый баллон чего стоит, объёмный и тяжёлый. Так что Николаич первый рейс выполнил как грузовик. От Алдана к нам маленькой красной точкой двинулся Айвар. Забрал Веронику, Сергея, Андрея. Командор, Василич, я и Бим ждём Ник-Ника. Плотник Киреев забивает досками двери зимовья, чтобы медведи не залезли. Последняя доска и два гвоздя по краям, но гвоздь остался всего один. Василича это нисколько не смутило. Гвоздодёром он вытащил из стены зимовья старый ржавый и кривой гвоздь, ловко выправил его молотком, и отработанным ударом поставил точку в нашем пребывании в Ледяной гавани. Гвоздодёр воткнули за те самые доски, чтобы тому, кто окажется здесь после нас, было удобно их отдирать. Ножовку, молоток и топор, через щель закинули в сени и направились к берегу. Над зимовьем трепетало белое полотнище с изображением медведя - символ нашей экспедиции. Красиво , но не оставлять же медведям.

На борт мы поднялись в 15:00.

Покидая свой ПРИЮТ 13 июня 1597 года голландцы оставили там письмо:

"Вплоть до сегодняшнего дня мы ожидали и надеялись, что корабль освободится ото льда, а теперь на это остается очень мало надежды или нет никакой, потому что корабль крепко окружен льдом, да притом в конце марта и начале апреля лед так уплотнило и наторосило, что мы стали раздумывать, каким образом нам дотащить лодки до воды и где найти для этого удобное место. Поэтому я предложил на обсуждение Виллема Баренца, главного штурмана корабля, а также других должностных лиц и всех прочих вопрос, как нам спасти себя и некоторые товары купцов. Мы не нашли лучшего решения, как починить наши лодки и приготовить насколько возможно все необходимое, чтобы не пропустить время, так как, не использовав его, мы рискуем погибнуть от холода и нужды. Да и теперь надо бояться, чтобы этого не случилось, так как среди нас есть три или четыре человека, от которых мы не можем ожидать никакой помощи - они до такой степени истощены холодом и недугом, что не обладают силой даже и на полчеловека. Далее следует предвидеть, что дела будут не вполне благополучны как из-за длинного пути, который предстоит нам проделать, так и потому, что с хлебом не дотянуть до конца августа; а между тем легко может выйти, что если с нами случится в пути что-нибудь скверное, то раньше этого времени мы не доберемся ни до какой страны, где могли бы приобрести что-либо, хотя, начиная с настоящего часа, мы принимаем к этому все меры. В силу всего этого мы решили не ждать дольше, так как сама природа учит нас думать о самосохранении. Все это мы постановили единогласно и подписали 1 июня 1597 г. Так как сегодня мы готовы, имеем попутный западный ветер и открытое море, то мы собрались отплыть, потому что корабль все еще остается крепко затертым льдом, и в его положении мы не заметили никакой перемены к лучшему, несмотря на частые и сильные ветры с W, N и NW, и поэтому в конце концов мы его покинули. Сего 13 июня 1597 года".

В 15:45 Алдан загнул петлю, чтобы встать носом к выходу из Ледяной гавани, и начал набирать обороты. Капитан в матюгальник объявил: «Внимание, экипаж и участники экспедиции, берём курс на Архангельск. Ориентировочно, прибываем 21-го утром. Не расслабляться, погода впереди штормовая». За чаем в кают-компании выяснилось, что идём восточным берегом Новой Земли, через пролив Югорский Шар. Таким образом, получится, что во время экспедиции полностью обойдём архипелаг и замкнём петельку в Архангельске.

Сообщение отправлено через спутниковую систему "Гонец".

Комментариев нет:

Отправить комментарий