Прилетел в Архангельск 27.09.12 в 13:50. Летел двумя самолётами через Москву. Впервые опробовал для себя два новых иностранных лайнера Боинг-767 и Бомбардье-200. Места, благодаря тюменке, выдающей посадочные талоны, достались отличные, т.е. было, куда деть ноги. Багаж летел транзитом, в Москве я его даже не получал, просто дождался во Внуково самолёта на Архангельск и с кофриком аппаратуры+ноутбук спокойно продолжил путь. В Архангельске меня никто не встретил. Никто не стоял за воротами <Выход в город> с табличкой <Экспедиция <Каравелла Виллема Баренца>. Мой ютеловский телефон никак не мог ничего поймать в Архангельском эфире. А багаж-то я же получил, и теперь стоял перед аэровокзалом с рюкзаком выше моей головы, на котором танковым бензобаком громоздился спальник, в руках кофр, штатив, ноутбук. Если отметить, что за 28-килограммовый перегруз в Рощино, я заплатил 5.500 рублей, то не трудно себе представить под каким грузом шмотья и отчаянья я оказался. По предварительным созвонам я знал, что надо ехать на угол улиц Поморской и Новгородской и там меня встретят, но как сообщить, что я буду там, во столько-то? Побрел к остановке, решил ехать, по дороге купить симку, связаться с экспедиционерами и... и тут слышу крем уха кто-то неподалеку спрашивает:
-Вы из Тюмени?
Край глаза немедленно поймал седобородого человека в шляпе, задающего этот вопрос мужику с бабой. <Я из Тюмени> - выпалил я, и рюкзак стал сразу гораздо легче, вернее я вообще его не чувствовал пока мы шли до машины. Встретил меня руководитель экспедиции Дмитрий Фёдорович Кравченко.
28 сентября в краеведческом музее Архангельска устроили пресс-конференцию, по поводу нашей экспедиции. Народу мало, камер три, две из них наши, мой фотоаппарат и усиленная варежка Вероники, девушки из Москвы. Она снимает документальный фильм об экспедиции, а я, по её словам - телевизионный, поэтому задачи у нас абсолютно разные. Она везде таскается со своей камерой, поливает всё подряд, боится, что не хватит кассет (мини-Ди-Ви). На пресс-конференции Дмитрий Фёдорович сказал, всё, что хотел об экспедиции и заявил, что дневник путешествия будут вести все по очереди во время всего маршрута. Жду, когда моя очередь настанет, я-то его и так веду. Ждём корабля, который идёт в Архангельск из Мурманска, но по дороге задержался по причине военно-морских учений в этом районе. Имя судну - Алдан. Это такая река в Якутии, в честь которой назван и город, там же в Сахе.
29 сентября
Поехали грузиться на судно. Алдан стоит в доке завода <Красная кузница>. Грузили хавчик, доски, оборудование. Всё это дело по мере возможности снимал. ДФ пашет наравне со всеми, потом правда, валидол глотал. Я на него заругался, он отошёл в сторонку, курит свою трубку. Ну, куда лезет в 74 года. Директор <Белфрахта>, коему принадлежит корабль, Евгений Беневской вручил нашему капитану Валентину Тимонину икону Святого Николая Мирликийского, покровителя моряков. Ждём отплытия.
30 сентября 2012 г.
Из Архангельска выходили в полной темноте, только пришвартованные по причалам корабли, скудно светили своими внутренними огнями. Легли глубоко заполночь. Среди ночи припёрлись пограничники и давай проверять личный состав, правда быстро ушли даже с кроватей не подняли. Спросили <кто?> и всё. После завтрака вышел на палубу, ветер валит с ног, попробовал поснимать - полная болтанка. Снимал с руки, надо со штатива попробовать. Пошёл пробовать, делать-то всё равно нечего. Пока снимал со штатива в кают-компании, началось собрание коллектива экспедиции, маленько опоздал. Говорили в основном о технологии проведения поисковых работ. Как выгружаться, куда ставить буи, сколько лодок задействовать, кто с оружием, кто без. Вопросы сугубо специфические. После обеда постановили заняться подготовкой снаряжения и лодок. На обед был рассольник, макароны с мясом, компот. Я, правда, всё время пью чай. Послеобеденная движуха обещала быть интересной, поэтому попросил у Вероники штатив, мой-то полное дерьмо. Она мне обещала ещё в Архангельске, сама всё время с руки поливает. Дала. Из трюма на палубу вытащили надувные лодки, на которых мы будем десантироваться на берег, и с которых специалисты будут обследовать своими локаторами дно. Надули, и принялись приделывать к ним всякие приспособы. К одной руль, к другой мотор, к третьей какие-то досчатые подмостки. Валерий Киреев, зам. нач. экспедиции завзятый механик и плотник. Ножовка, молоток и гвозди в его руках отплясывали то кадриль, то лезгинку. Два кубометра роскошных досок загрузили на борт ещё в Архангельске, вот бы на дачу такие. На дно надувной лодки аппаратуру не поставишь, вот и приходиться строить ровную поверхность. На этих подмостках продемонстрирует своё искусство гидроакустик Алексей Протопопов. Геофизик Андрей Пелевин колдует над своими досчато-реечными сооружениями в трюме. Вот ведь, 21-й век на дворе, а без обыкновенной доски, молотка и гвоздей никуда. Поднялся на капитанский мостик. Хотел записать интервью с ним и со вторым помощником, который там же оказался, но:.. Никто разговаривать не умеет и не хочет. Водолазы тестируют свои плавсредства, подгоняют, доводят. Руководитель водолазной группы, коих в нашей экспедиции четыре, Николай Ломакин, тоже мастер на все руки. Для него порезать металл и сварить детали - плёвое дело. Решил снять, как Ник-Ник (так его называет Кравченко) варит какие-то железяки, и чуть инфаркт меня не хватил. Как только из под электрода выскочила вспышка, мой фотоаппарат разве что не заорал благим матом. На экране замигали какие-то надписи, он хрюкнул и встал. Ни на какие кнопки не реагирует, даже выключаться не желает. Ну, всё, думаю, приплыл, (хотя, настоящие моряки ходят). В течение минуты моё сердце сковывал ледяной ужас. Но потом фотоаппарат хрюкнул ещё раз и выключился. Боже мой, с каким трепетом я его включал. Ведь это мой основной рабочий инструмент, без него вся эта поездка для меня - псу под хвост. Включился, работает. В каюте поселились вместе с врачом Яковом Сулавко, детским хирургом из Москвы. Устроились нормально.
Дмитрий Фёдорович дал почитать подборку материалов из Интернета о нашей экспедиции. Есть там статья и с нашего регионовского сайта. Но поразило другое. В некоторых публикациях, каравелла, на поиски которой мы отправились, именуется <Летучим голландцем>. А я - то думал, что это <Меркурий>. Намёрзся на палубе, пришёл в каюту, разморило, сладко проспал час. Укачали Сивку волны Белого моря. Идём вдоль побережья Кольского полуострова.
1 октября 2012 года.
День опять начался с планёрки. Ничего я в их разговорах не понимаю, для меня главное в какую лодку мне садиться, когда пойдёт выгрузка на берег. Но об этом пока молчок. Технари опять возились со своим оборудованием. Во время обеда разговорились с Айваром Владимировичем Степановым, человеком из Великого Новгорода, водолазным специалистом, археологом. На его счету несколько поднятых из воды танков времён ВОВ. Делился технологией, очень интересно. Вероника, снимающая свой документальный фильм, начала записывать интервью, причём начала с меня. Минут 30 я ей про свою жизнь рассказывал, так она мне даже пол-литра не поставила. На корабле, естественно, сухой закон.
Записал интервью с капитаном Валентином Тимониным (мохонькое), в результате которого удалось выяснить, что Новую Землю будем огибать с западной стороны, а не с восточной, хотя так было бы ближе. В расчет принимались погодные условия, волнение моря. Капитан сказал, что и на этом пути нас ожидают шторма, но из двух зол выбирают меньшее, будем прятаться в бухтах.
Есть у нас на судне человек, который, как я понял, осуществляет за нами надзор от Национального парка <Русская Арктика> Геннадий Егорович Данилов. Заходит он как то раз в мою каюту с зарядником и четырьмя аккумуляторами в руках. Ну, не заражаются никак, не меняют лампочки на устройстве цвет с красного на зелёный. Что, говорит, мне теперь фотоаппарат выбросить? Фотоаппарат я спас, вручив Егорычу батарейки из своего запаса. Через пару минут он вновь зашёл в каюту, но уже с книжкой. Лучшего чтива (прости Господи за словечко по отношению к нему) в этой экспедиции и предположить было нельзя. Издание из серии <Путешествия иностранцев в России> называется <Арктические плавания Виллема Баренца 1594 -1597 гг.>, автор - Херрит де Вейр. Это перевод со староголландского дневников, написанных им во время 10-месячного пребывания на Новой Земле в 1596-1597 годах, и история двух предыдущих экспедиций. Кстати, де Вейр был корабельным плотником. Книжка снабжена репродукциями старинных голландских гравюр. Вот уж сегодня ночью учитаюсь. А пока начал снимать картинки из книги на фотик, пригодятся для фильма. Трясутся только от работающей машины мелкой дрожью, да и по краям небольшой расфокус.
Я тыкаю в клавиши ноутбука, а Вероника уже пытает нашего врача Яшу Сулавко, он разбирает свой медикаментозный баул, и формирует, чемоданчик для высадки на берег, одновременно отвечая на её вопросы. Набиваю руку в съёмках. Без оператора - полная труба. Записал в одиночку стендап, два дубля, один пообщее, другой покрупнее. Вроде ничего себе получились, только рожа слегка синевата, так ведь вечер на дворе.
После ужина (щи, блинчики с мясом, помидорка) вышел на палубу подышать. Там уже дышал через свою капитанскую трубку Дмитрий Фёдорович. Поинтересовался <Летучим голландцем> и <Меркурием>. ДФ сказал, что <Летучий голландец> - полный бред. Кто-то из журналюг брякнул, а ветер разнёс. Логика самая примитивная - раз корабль голландский, значит Голландец, а каким ещё быть Голландцу, ежели не Летучим? Насчет <Меркурия> тоже мутно. Так назывался корабль во второй экспедиции Баренца к Новой Земле. В третью, следы которой мы ищем, он мог отправится на нём же, а мог и на другом. ДФ утверждает, что корабль Виллема в третьей экспедиции был вообще нулёвым. Резюмировал так: если найдём рынду, или какие-то снасти с маркировкой, то точно узнаем название корабля. Ясное дело, на нашем Алдане, на рынде, так и написано АЛДАН. А на спуске с <парадной> лестницы в жилое помещение с палубы привинчена металлическая дощечка, которую безо всякой натяжки можно назвать мемориальной. На ней выбито: Рыболовно-креветочный морозильно-рефрижераторный траулер № 619 сделано в СССР 1989 год. В углу звезда, вписанная в шестерёнку, которую пересекает линия горизонта, в которую, в свою очередь, врезается падающая комета.
2 октября 2012
Утром впервые увидел справа по борту Новую Землю. С корабля - это робкая, дымчатая, бугристая полосочка, которая тянется по всему горизонту. Вместе с Ник-Ником поднялись на мостик, посмотрели на карту, капитан показал карандашом, где находимся. Удовлетворенные спустились обратно на палубу. Есть у нас на корабле собака, вернее сОбак по имени Бим. Если продолжать литературную реминисценцию, то в его окрасе, в основном, присутствуют белый и черный цвета, только разбросаны они по шерсти не так как у Троепольского оригинала. Хорош умничать!!! Да, тут ещё и Бунинский <Солёный пёс> в голову лезет.
На небе мирно соседствуют полная Луна и полное Солнце, прикрывающееся облаками, дабы не затмить свою юную подругу. Одно светило справа по борту, другое слева. Штормит не сильно, но кружки в кают-компании по столу ездят, а суп выливается из тарелок. Сегодня за завтраком встал вопрос о питании на берегу. Базироваться мы будем на судне в Ледяной гавани, так безопаснее, подальше от белых медведей, и комфортнее. Там будем ночевать, завтракать, и отправляться на берег на поиски, замеры, прощупывания дна и прочего. Возвращаться на борт предполагается только вечером. А как же обед? Питаться в суровых северных условиях нужно стабильно. Вопрос в том, как и в чем доставлять хавчик на берег на такую ораву, 12 человек? Решили, что заберём ёмкости для продуктов, на Мысе Желаний, куда нам необходимо зайти, чтобы взять с собой двух или более человек, которые кукуют там с июля месяца. На старинных русских картах почти всякий мыс называется НОС. Этот Нос Желаний самая северная точка
Новой Земли. Имя ему дали те самые голландцы, каравеллу которых мы ищем. Поняв, что они практически обогнули архипелаг, радости их не было предела. Вот он северный путь в Китай и Индию. И желание двигаться дальше достигло высшей точки. Наверняка, они там выпили за сбычу мечт и исполнение желаний. В дневнике да Вейра написано, что у них был херес и пиво. Но, этот нос уже чуял, каким будет финал экспедиции.
Во время обеда на столы в кают-компании постелили мокрые простыни, во избежание несанкционированного перемещения столовых приборов по их поверхности. Сухие сами бы ездили по полировке. Честь и хвала коку. Кормит на убой и очень вкусно. На обед суп-лапша с курицей, рис или гречка на выбор, и фаршированная щука с грибами.
Новая Земля всё зримее. По правому борту красуются белоснежные горы, тени на впадинах и блеск на вершинах. Облака лежат прямо на горном массиве. Солнце словно пробует кисть. То выйдет из-за туч, и пейзаж заискрится и заулыбается, то макнёт в баночку с холодным тоном, и будто вечер настал. Идём в 12 милях от берега в международных водах, казалось бы, почему в свои родные российские не зайти? Да и ближе к берегу - снимать удобней. Ганнадий Егорович Данилов сказал, что военные не дозволяют.
В старинной советской телепередаче <Вокруг смеха> был конкурс <Что бы это значило?>. Зрителям показывали необычную смешную фотографию и предлагали придумать к ней остроумную подпись. Сегодня увидел нечто подобное и, кстати, сфотографировал. На корме судна стоят высокие мусорные баки, примерно по грудь. В один из них свешен лодочный мотор. Мотор работает, и вспенивает налитую в бак воду. Что бы это значило? Оказывается мотор нулёвый, и прежде чем использовать его в серьёзной работе, необходима обкатка.
Внезапно раздались верещащие звонки. Тревога. Учебная, слава Богу. Ломанулся на палубу, а там уже вся команда в оранжевых жилетах. Бросился вниз в каюту за жилетом, схватил флюорисцентный брикет и обратно наверх: Ребята помогли нацепить. Хоть какое-то развлечение. Но капитан сказал в матюгальник: <Посерьёзней, пожалуйста. Веселиться в воде будете>. Один из матросов облачился при помощи боцмана в термо-гидрокостюм. По сути это резиновый утеплённый скафандр. То есть, нам продемонстрировали, как им пользоваться. Как я его буду натягивать, случись чего, ума не приложу. Сильно обрадовался наш фотограф Сергей Власов, во-первых, движуха, во-вторых, серо-синюшную картину украсили яркие оранжевые шевелящиеся пятна. Ночью была сильная качка. Даже обогреватель упал. Задвинул его плашмя под стол. На пол же убрал со стола всю аппаратуру.
3 октября 2012.
Как обычно с утра пошел поснимать пейзаж. День ото дня он всё красивее, или мне это только кажется. Разглядел на берегу высоченную мачту, стало быть, люди в этом районе есть или бывают наездами. В работе стала наблюдаться <эволюция мастерства>. Если раньше на всякую съёмку я таскал из каюты на палубу и фотоаппарат и штатив, а делать это по узким лесенкам и при болтанке не очень удобно, то в последнее время штатив прямо в разложенном виде оставляю на палубе, только привязываю к леерам, чтобы за борт не улетел. А теперь и отвязываю редко: поставил фотик, поснимал, отцепился и пошёл. День сегодня бездвижушный.
Алексей Протопопов видел дельфинов. Все удивились, откуда в таких широтах? Но он стоял на своём. Будь на нём тельняшка, наверное, рванул бы её на груди. В три часа ночи должны встать на рейд у Носа Желания. Непременно загадаю - найти чемодан денег, и чтобы фильм получился, а получится он только, если что-нибудь стоящее найдём. Весь день фотографировал картинки из книжки <Арктические плавания Виллема Баренца>, предыдущая съёмка меня не удовлетворила. За этим занятием меня застал сосед по каюте Яша. Подержал мне книжку, посмотрел иллюстрации, и говорит: <У Айвара на компьютере такие же есть>. Так, что ж я мучаюсь? Пошёл к Айвару с флэшкой на поклон. Он показал что имеет, оказалось, не совсем те картинки, но всё равно я их себе слил. Среди прочего на моём накопителе оказалась голландская книга с изображением точной копии, Баренцевского корабля, но только подписан он не как каравелла, а как ЯХТ (Jacht ca 1590 expeditieschip Willem Barentsz). Шлюпка маленькая, шлюп большой /
яхта маленькая, яхт большой. Яхт в переводе с голландского - охотник. Разведывательное судно. Вот вам ещё одна загадка экспедиции.
На часах 22:40. Алдан остановился и бросил якорь. Вышел на палубу. Во тьме неопределённо маячит берег и светит одинокий огонёк. Оказывается - Нос Желания. Немедленно загадал всё что обещал и даже больше. На море полный штиль, корабль стоит как вкопанный. Дня два назад по какой-то причине остановили машины в открытом море, болтало так, что дурно стало. Когда корабль на ходу качка легче переносится. Ждём утра, чтобы взять на борт, то, что надо взять.
4 октября 2012
Стоим у Мыса Желания. Взяли на борт двух мужиков Игоря и Михаила, с красивой красной лодкой, двумя ружьями и посудой. Многие видели дельфинов, Яша даже успел их сфотографировать. Когда (ух, ты) мы вышли из бухты поднялся ужасный ветер. Болтает - мама не горюй. Попробовал подняться на палубу, но сразу вернулся, сдувает. В 09:00 в кают-компании очередное собрание, последнее перед выгрузкой на берег. До Ледяной гавани 100 километров. Своего места в шлюпках я так и не уяснил. Будем решать по ходу пьесы.
Шторм, тем временем, всё не утихает. Кажется, Алдан в очередной раз нырнет с волны и не вынырнет. Идём строго носом к ветру и волне. За обедом капитан сказал, что при таком шторме ни о каком подходе к берегу и речи быть не может, тем более о спуске шлюпок на воду. Будем штормиться (как это здесь называют) ещё не менее суток. А какая красота была в бухте у Мыса Желания. Дмитрий Фёдорович расстроен. Говорит, что на поисковые работы отведено четверо суток. Я спросил: с какого момента, с сегодня, или с того, когда приступим? Со вчера - ответил он, и ушёл. В Ледяной гавани, мимо которой сейчас идём, укрыться нет возможности, поскольку нет точного фарватера, и капитан туда идти не рискнёт. Даже когда будем там работать (погоду обещают через пару дней), сначала пустим шлюпку с эхолотом, и, если позволят глубины, Алдан туда зайдёт. Но когда это будет? Движемся - самый малый вперёд, примерно три узла. Это значит, три мили в час. Морская миля - 1 800 метров.
Сегодня со страшной силой зачесался нос (ещё один нос желания). Эта примета на суше всегда оправдывалась, но здесь открытое море. Знаю, что у водолазов есть водка, им она нужна для сугрева после погружений. Пить нет никакой охоты, не знаю, зачем мой нос проявил такое желание. По-прежнему штормимся. За бортом пролетает редкий снежок.
5 октября 2012
День учителя. Интересно, написал мой сын Колян стихотворение к празднику и какое? Штормимся. Сколько это продлится неизвестно. Геннадий Егорович говорит, что еще полтора суток, а ДФ, ссылаясь на свой длинный нос, который всё чует, считает, что завтра уже начнём работать. Спрашиваю, дадут ли нам дополнительное время для поисков? ДФ хитро ухмыляется и отвечает: Сами возьмём! Кого-то из нас всё-таки мучает морская болезнь. Поднялся утром наверх - палуба заблёвана. Не успел, бедняга, даже до борта добежать. Ночью штормило не хило, всё летало по каюте.
Ура! Видел дельфинов. Клёвые. Гляжу, думаю, что за тени у борта труться, а тень как выскочит из воды с плавником на спине. Дельфины небольшие, поменьше черноморских.
Глядя на фотографию реконструированного корабля Виллема Баренца (скачал у Айвара) и человечка стоящего на его борту, нахожу, что это такая же пропорция, как и человечек на борту Алдана. Значит наши суда по размеру примерно одинаковые, и всё-таки, Алдан несколько больше. Нынешний день 5 октября, если бы не шторм, стал бы первым днём нашего пребывания в Ледяной гавани. Голландцы в этот день 1596 года там уже серьёзно окапывались. Вот, что пишет в своём дневнике Херрит де Феер:
5 октября при сильном северо-западном ветре море на всем видимом пространстве почти очистилось от льда, но наш корабль оставался все так же скованным, как и раньше. Он стоял в 2-или 3-футовом льду, и мы не могли предполагать иное, как то, что он сидел на грунте; глубина была здесь 4 1/2 фута. В тот же день мы разломали нижнюю палубу в передней части корабля, где была мачта, и этими досками покрыли дом; крышу мы сделали в середине несколько более высокую, для стока воды. В это время было очень холодно.
Спустя 416 лет, мы находимся в тех же водах, примерно при той же погоде (только льда нет), и примерно с такой же неизвестностью, относительно финала нашей экспедиции. Но у них на карту была поставлена жизнь, а у нас мечты и надежды. На поиски северного морского пути в Индию из Голландии на корабле Баренца отправились 17 человек, домой вернулись только 12 и без своего предводителя. И нас в экспедиции 12-ть. Терять мы никого не собираемся.
Шторм несколько утих, входим в Ледяную гавань. Бросили якорь. Берег примерно в 4 километрах, весь белый, иногда пробиваются чёрные полоски камня. Снаряжаем лодку для промера глубин, чтобы теплоход подвести поближе к берегу. Не мотаться же в такую даль каждый день не по одному разу. На разведку отправляются врач Яков Сулавко, гидроакустик Алексей Протопопов, рулевым судна Ник-Ник Ломакин. В Николаиче чувствуется морская душа, он везде. Кажется, что он в одиночку спустил лодку за борт, погрузил в неё оборудование, смотался до берега, вернулся и втащил лодку обратно на палубу. Отважной тройки не было около 40-ка минут. Сгустились сумерки, пошёл густой снег. В районе, где мы бросили якорь глубина 35 метров, подойдём ближе, где примерно 20. Длинный нос ДФ не подвёл, завтра, дай Бог, приступаем к работам. И всё-таки 5 ноября стал первым днём нашего пребывания в Ледяной гавани.
Сообщение отправлено через спутниковую систему "Гонец".
Комментариев нет:
Отправить комментарий