6 октября, 2012 г.
Поднялись в 6 утра, махом позавтракали, и разведлодка отправилась на очередной промер глубин, чтобы ещё ближе к берегу подойти. Но это было зря, капитан с места не сдвинулся, и мы начали планомерно, лодка за лодкой отчаливать на задания. Моя команда прибыла на место, где находится реконструированное зимовье голландских моряков. Точную копию, этого строения возвели на берегу участники экспедиции <Русского географического общества> в 2009 году. Теперь понятно, как европейцы продержались здесь в течение полярной ночи. Плавника на берегу - пруд пруди. Есть из чего строить и чем топить. В одну из наших задач входит ремонт зимовья, за что и принялся Валерий Васильевич Киреев. Первым делом необходимо соорудить дымоход, которого у голландцев не было, и они страдали как от холода, так и от дыма. Дырка-то в потолке была, но разве это спасает. Мы делаем настоящую трубу, чтобы была тяга. Не ровен час и нам пригодится, чтобы там переночевать.
6 октября 1596 года Херрит де Вейр сделал в своём дневнике короткую запись:
6 октября дул сильный ветер с W и SW, а к вечеру начался северо-западный с большим снегом, и из-за страшного холода никто не решался показать голову за дверь. Нас пока погода балует. Строительство ведётся из досок, которые везём с собой из Архангельска. На судне сформировали 4 пакета, стянули стропами, и лодка буксирует их по воде до берега. Тут мы их принимаем и тащим до зимовья. Василич колотится на крыше.
Решили сгонять до Мыса Спорый Наволок, где работают годроакустики и геофизики. Прыгнули в лодку и вперёд. Это - то самое место, где затонуло судно Баренца. На берегу тут же обнаружился кусок (как говорит ДФ) шпангоута. Действительно, похоже на старинную деревяшку. На холме стоит деревянный крест, около 4-х метров в высоту. На деревянной табличке у подножия значится: место стоянки эксп. Баренца 1596/97 г. Чуть поодаль каменная плита с надписью на голландском языке. Подозреваю, что смысл тот же. Здесь и жалкие остатки, того, что когда-то было пристанищем средневековых европейцев. Три истлевших бревна никак не формирующие полноценный квадрат, в силу отсутствия четвёртого. Вот и всё. Ребята штудируют море, и берег. Бьют колышки, работают с металлоискателем. Артефакты могут обнаружиться как в воде, так и на берегу. О результатах говорить пока рано.
Предприняли экскурсию на старый маяк, построенный зеками в 1939 году, он высится на самом носу мыса Спорый Наволок. Нечто напоминающее усечённую Эйфелеву башню из брёвен. Сам осветительный прибор, повержен с высоты, то ли ветрами, то ли людьми. Много медвежьих следов, но самого властелина Заполярья пока не видели. Зато видели моржа с моржонком, крутились у берега.
Темнеть начинает рано, примерно в 16 часов. До темноты нужно всем вернуться на корабль. Несколько групп взяли на лодках курс прямиком на Алдан. Мы вернулись к реконструированному зимовью за Валерием Васильевичем и Мишей. Свежеструганная труба с дымником уже высилась над крышей, на камнях рокотал генератор, сквозь щели между брёвнами пробивался свет. Как быстро все-таки человек может освоиться в диких условиях. Наскоро собрали пожитки, дверь заколотили гвоздями, чтобы медведь не залез, и дали ходу на Алдан. В это время нам уже светила Луна, а на удаляющемся берегу мерцал догорающий костёр.
Сообщение отправлено через спутниковую систему "Гонец".
Комментариев нет:
Отправить комментарий