ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Блог посвящен исследованиям Арктической Комплексной Историко-географической экспедиции Географического общества (АКИЭ ГО) и памяти её бессменного лидера – Дмитрия Кравченко.

Предновогоднее сообщение от Дмитрия Кравченко


31.12.2012

Друзья! Прошло достаточно много времени после окончания нашей работы на Новой Земле. И хотя исследование образцов и составление градиентных карт еще не закончено, уже сейчас многое можно "разложить по полочкам".

Ежегодно, в течение более пятидесяти лет я участвую в экспедициях по исследованию исторических памятников в Арктике. На основании накопленного опыта, могу сказать, что экспедиция 2012 года по нескольким факторам значительно отличается от предыдущих работ:

- прежде всего, у нас никогда не было столь надежного «тыла». Айгуль Бакиева , Маша Смолянинова и Володя Климко еще в подготовительный период самостоятельно решали массу вопросов по поиску инвесторов, приобретению и аренде необходимых приборов, материалов, инструментов, продуктов, снаряжения, всего - без чего немыслимы работа в Арктике. Позже они обеспечили надежный, такой необходимый, ежедневный обмен информацией между работающими на Новой Земле и материком. Благодаря их настойчивым стараниям удалось продлить срок фрахта судна судна и работы экспедиции еще на 7 суток.

- впервые работа проходила в столь комфортных для участников условиях. В основном это заслуга Вице президента Русского географического обществ Артура Николаевича Челенгарова, который поддерживал экспедицию в самые критические моменты и "Фонда поддержки северным и арктическим территориям "Север Наш"- генерального инвестора проекта, который финансировал и приобретение оборудования, и фрахт НИС "Алдан", нашего
базового судна,

- впервые исследования проводились при столь сложных погодных условиях. При планировании сроков работы , я обычно рассчитываю, что на один день хорошей погоды (при которой возможно проводить исследования в море) приходится 2-3 дня штормовых. Мы же столкнулись с еще более "жестким" графиком. На день работы в нормальных условиях, пришлось 5 дней штормовых.

- впервые, я наблюдал столь слаженную и напряженную работу всего коллектива экспедиции. А ведь многие из нас впервые оказались в высоких широтах Арктики. Если прибегнуть к "школьным" оценкам, то всем, без исключения, обосновано можно ставить 5+. Все работали почти на пределе возможностей. Кстати, это в значительной степени стало возможным из-за четкой и надежной работы инспекторов НП «Русская Арктика», осуществлявших охрану от нападения белых медведей.

- также обосновано, я считаю необходимым отметить работу режиссера-оператора Веронике Соловьевой. Хрупкую женщину, с камерой в руках, можно было видеть везде, где проходила работа. Иногда казалось, что она одновременно снимает в разных местах и в самые ответственные моменты. За все время работы я не слышал не единой жалобы от нее. Все нагрузки, которые и опытные то мужики принимали с напряжением, она переносила просто и незаметно. Среди массы фотографий по работам экспедиции, легко выделить сделанные рукой Вероники. Они талантливы и профессиональны.

Теперь нужно поговорить о результатах...

Сжатые сроки фрахта базового судна и крайне неблагоприятные погодные условия все же не смогли помешать нам, выполнить большую часть из намеченных исследований. Нам удалось просканировать предполагаемое место гибели каравеллы голландской экспедиции 1596-97 годов, площадь акватории между первым и вторым рифами. Наиболее интересны итоги последнего дня работы экспедиции. На урезе воды, у основания первого рифа были обнаружены 6 фрагментов корабельного корпуса. Из них 3 фрагмента шпангоутов, которые имели отрицательную плавучесть и быстрее всего принадлежали днищевой части набора корпуса. Место, где они были обнаружены, неоднократно проверялось, в том числе и при картографировании береговой черты, но никаких частей корпуса до этого обнаружено не было. Вероятно всего, их выбросило волнами накануне, во время шторма, когда скорость ветра от NE достигала 25-30 м/сек.

Следует отметить, что среди многочисленных фрагментов корабельного корпуса, обнаруженных в период с 1978 по 2009 года, все элементы принадлежали к надводной части корпуса и имели положительную плавучесть. Такие фрагменты могли быть занесены течением на весьма отдаленные участки побережья. Части корпуса с отрицательной плавучестью могут быть выброшены на берег, как правило, поблизости от места нахождения затонувшего корабля.
Напряженно, несмотря ни на какие погодные условия, ежедневно шли работы по восстановлению "Behouden Huys" - зимовья голландской экспедиции, уникального архитектурного памятника ХYI века.

Когда дается оценка, какой либо работы, необходимо говорить как о ее результатах, так и об допущенных ошибках. Без такого подхода "результаты" выглядят сомнительно...
К сожалению, из-за поломки магнитометра, остались недостаточно проверенны 4 из 7 точек, в которых в 2009 году были зафиксированы высокие показатели напряженности магнитного поля. Целесообразно дублировать основные приборы, в этом случае поломка одного из них не приводит к срыву исследований.

Практика исследований в 2012 году показала, что использование гидролокатора бокового обзора на территории рифа малоэффективно. Наносной грунт так «укрывает» не крупные, тяжелые объекты (пушки, якоря, судовое снаряжение..), что для гидролокатора они становятся не различимы. В этих условиях более целесообразно применение гидролокатора- профилографа, который может «показать», что скрывается под наносами.

В штурманской практике, особенно в морской, есть такое незыблемое правило: считать себя всегда ближе к опасности. Рассчитывать на "везение"
не осмотрительно. Сроки работы должны рассматриваться со значительным запасом "прочности". Для наших работ они должны быть увеличены в 2-3 раза.
Экспедиция 2012 закончена. Нас с вами ждут работы в 2013 году.

С Новым Годом дорогие друзья "однополчане"! Желаю вам здоровья, успехов и Удачи!

Искреннее ваш Дмитрий Кравченко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий